Немного истории электронной коммерции
Уже более пол века, как существует и развивается электронная коммерция. В нынешнее время далеко не все хотя бы примерно представляют, как и с чего все начиналось, как появлялись электронные деньги, как росли обороты продаж. Виртуальные средства оплаты уже кажутся чем-то самим собой разумеющимся, наравне с бумажными купюрами. А между тем, все ныне привычное когда-то и где-то брало свое начало, зарождалось, корректировалось, много или мало изменялось и наконец прочно укреплялось в жизни. Как уже обозначенная электронная коммерция, о которой и пойдет речь далее.
Что такое электронная коммерция
Электронная коммерция (e-commerce) — это совокупность технических и организационных форм ведения коммерческой деятельности и совершения сделок с использованием электронных систем и сети Интернет как средства взаимодействия с партнерами, банком, поставщиками и потребителями товаров и услуг.
Как правило, в системах электронной коммерции присутствуют все этапы совершения сделки: поиск требуемой продукции или услуг, уточнение деталей, оплата, получение (доставка) заказа. Представим себе, что некий сайт содержит иллюстрированный перечень продаваемой продукции с подробным описанием ее характеристик, цены и условий поставки. Рядом с каждой товарной позицией есть свободное поле, в котором можно поставить «галочку», т.е. отметить те позиции, которые нас заинтересовали. Затем, нажав кнопку «Сформировать заказ», получить документ, похожий на счет, а, нажав кнопку «Оплатить», дать поручение своему банку на оплату и после этого ждать поступления заказанной продукции. Такой сайт можно с уверенностью назвать интернет-магазином и типичным средством электронной коммерции. Интернет-магазин представляет собой, как правило, сложную систему, интегрированную через локальную сеть или Интернет с другими службами предприятия (производственной, снабженческой, рекламной, маркетинговой, складами, службами доставки и технической поддержки) и взаимодействующую с операционным банком. Важнейшим преимуществом виртуального интернет-магазина перед реальным является возможность одновременного обслуживания практически неограниченного числа клиентов.
Типы электронной коммерции
Электронную коммерцию можно разделить на 2 типа:
1. По видам бизнес-отношений. К этому типу электронной коммерции относятся следующие виды бизнес-отношений:
- B2B (бизнес — бизнесу) — вариант электронной коммерции между предприятиями. Такие системы обычно используются для организации снабжения предприятий и сбыта готовой продукции (procurement). По некоторым оценкам, объем рынка В2В превышает В2С примерно в 10 раз и составляет в 2004 г. около 7 трлн долл.
- B2G (бизнес — государству) — электронная коммерция, где в качестве участников бизнес-отношений выступают предприятия с одной стороны и государственные учреждения с другой. Объем B2G составляет в 2005 г. около 6 млрд долл.
- B2C (бизнес — клиенту) — вариант электронной коммерции, когда в качестве покупателей выступают преимущественно частные лица. Типичный пример — Интернет-магазин, продающий бытовую электронику. Один из первых успешных Интернет-магазинов, продающих компьютеры, был создан компанией Dell Computer в 1997 г. Оборот рынка В2С в 2002 г. 37 млрд долл.
- C2C (клиент-клиенту) — электронная коммерция между различными частными лицами, например электронный аукцион.
- G2B (государство — бизнесу) — электронная коммерция, в которой осуществляется он-лайн взаимодействие исполнительной власти и коммерческих структур с целью поддержки и развития бизнеса. Примерами таких систем являются информационные веб-сайты органов власти, системы электронных закупок и пр.
- B2A (бизнес — администрации) - электронная коммерция между бизнес компаниями и административными органами. Пример — международные организации используют Интернет для закупок товаров и услуг.
- A2B (администрация — бизнесу) — взаимодействие административных органов с бизнес компаниями.
2. По степени новизны деятельности предприятия в системе электронной коммерции:
- полностью новый, не существовавший ранее вид деятельности,
- новый вид деятельности для предприятия,
- реорганизованная существующая деятельность,
- прежняя деятельность с использованием новых возможностей систем электронной коммерции.